Воскресенье, 19.05.2024, 05:51
Главная » Файлы » Мои файлы

урок1
20.03.2013, 21:52
Урок - проект
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
Цели:
1.Образовательные:     
    - повторение и закрепление знаний по строению словосочетаний и простых предложений;
    - совершенствование навыков правописания;
    - умение производить синтаксический разбор простого  предложения и составлять схемы предложений.
2. Развивающие:
    - активизация самоконтроля;
    - развитие речи учащихся;
    - развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
    - воспитывать чувство товарищества.
Методы: проблемно – поисковые, стимулирования и мотивации.
Оборудование:
Использование ИКТ
выполненные учащимися проекты,
раздаточный материал.
Ход урока.
1.    Организационный момент.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
2.    Сообщение темы и цели урока
Поняли стихотворение ? почему? Действительно, если неправильно будут построены предложения ,неправильно будут стоять знаки препинания, смысл фразы будет непонятен Какая наука изучает правила построения предложения?  Посмотрите на доску.
 (Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.
 «Синтаксис придумали древние греки. Они составили его из двух частей «син» и «таксис». «Син» - обозначает русскую приставку «со», а «таксис» употребляли древнегреческие воины,   что означало «строй», «порядок».
 Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.
Сегодня мы проведём эксперимент, впервые выступив в роли исследователей .  Любую работу начинают с определённой целью. Какую же цель как исследователи мы поставим  в своей работе?
 На уроке русского языка попробуем свои силы в проектной деятельности На предыдущих уроках мы узнали много секретов синтаксиса и сегодня попробуем их  исследовать.
Итак, мы поставили перед собой цель.  А теперь с хорошим настроением начнём работу над нашим проектом под  девизом «Пишу грамотно! Читаю выразительно! Говорю красиво!»
4.Терминологическая разминка.   «Знаете ли вы жителей страны Синтаксис?»
            Диктант.
1)    Синтаксис изучает строение словосочетаний и ______________.
2)    Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.
        3) По количеству грамматических основ предложения бывают…..(простые и сложные)
         4)По наличию второстепенных членов предложения бывают…(распространенные и      нераспространенные)
5)По цели высказывания предложения бывают…..(повествовательные, вопросительные, побудительные)
6)Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь
 обращение
7)Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении подлежащее
8)Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета –
 определение
9)Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего
  сказуемое                 
10)Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей
 дополнение
 11)  Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия
  обстоятельство
 12)    Чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнес, написал
  прямая речь                
5. Проверка домашнего задания.
Мы проводили исследовательскую работу. Вы составляли мини- проекты. Лучшие из них мы сейчас увидим.
 ПРОЕКТ 1. Реклама знаков препинания
Знаки препинания изучаются пунктуацией. Они нужны для правильного понимания предложений. Отсутствие  знаков препинания,  неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его  прочтение,  порой делая его противоположным по смыслу!
"Знаки препинания – нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”, - говорил К.Паустовский
-Чем интересно это предложение? ( оно с прямой речью)
- Составьте схему этого предложения.
Вывод. Знаки препинания - важная часть синтаксиса.
 ПРЕКТ 2 Эта коварная запятая.
Запятая – это один из знаков препинания. Она употребляется в простых предложениях и в сложных. От её постановки зависит смысл предложения.
 Например, смысл предложения бывает разным , даже противоположным. Всё зависит от постановки  запятой.
 Читать нельзя  отложить книгу. Идти нельзя дожидаться хорошей погоды.
Задание. Прочитайте это длинное предложение с правильной интонацией , делая паузы там, где нужно поставить запятую.
В лесу теперь светлей и тише видна сквозь ветви вышина его вершина словно крыша огнем осенним сожжена среди стволов туман пушистый как дым клубится на заре слетают листья словно искры и догорают на земле.
В лесу теперь светлей и тише,
Видна сквозь ветви вышина,
Его вершина, словно крыша,
Огнем осенним сожжена,
Среди стволов туман пушистый,
Как дым клубится на заре,
Слетают листья, словно искры,
И догорают на земле.
Вывод. Чтобы правильно поставить запятую , нужно понять смысл предложения и знать правило пунктуации.

 ПРОЕКТ 3. ОБРАЩЕНИЕ,
Обращение называет того , к кому обращаются с речью. Обращение можно крикнуть ,чтобы кого-то позвать .Слова ТЫ и ВЫ никогда не бывают обращениями.  Обращения чаще всего используются в диалогах .Прочитайте шуточный диалог  из русского фольклора, найдите обращение.
Где ты брат, Иван?
В горнице.
А что делаешь?
Помогаю Петру.
А что Петр делает?
Да на печи лежит.
3.    Задание. Данное предложение перестроить так,чтобы появилось обращение ,поставить его  в разные места в предложении.
Школьники берегут богатства родной природы.
Вывод. Обращения на письме выделяются запятыми и восклицательным знаком.

 ПРЕКТ 4. «Этот коварный союз И
Учёные называют союз И коварным. Перед ним может ставится  запятая , а может и не ставится. Запятая не ставится перед  одиночным союзом  И в простых предложениях с однородными членами. В сложных предложениях перед союзом  И запятая нужна.
 Задание .Составить   предложения , чтобы:
а) перед  И не ставилась запятая;
б) перед  И ставилась запятая.
1. Солнце взошло и …
2. Подул сильный ветер и …
Вывод. Будьте внимательны с запятыми перед союзом И.
6. Физкультминутка на внимательность.
7 .Работа с текстом. Проверим свою орфографическую  зоркость.
Задание. Списать, расставить знаки препинания, вставить нужные буквы. . Схематически объяснить знаки препинания.
Наступила з..л..тая осень. Дни ст..новят(?)ся короче и со(?)нце по..вляет(?)ся реже. Лист(?)я (на)д..рев(?)ях м..няют св..ю окраску и их разноцветные одежды ож..вляют з..сыпающий лес. Б..гряные з..л..тые оранжевые лист(?)я медленно опадают и шуршат (под)н..гами. Когда пр..йдут д..жди лист(?)я л..жат мя..ким к..вром. Перелётные птицы о..правляют(?)ся в д..лёк..ю дорогу. Возвращайтесь к нам в..сной крич..т им вслед ребята.
Одновременно работа на доске разбор предложения, выписать все возможные словосочетания (2 ученика)

Работа с текстом. (презентация)
      Погасли яркие краски осени. Прозрачными стали сизые дали, замолкли рощи. Хмурится небо. Неуютно стало в лесу. Деревья стоят голые, черные. Скрипят и качаются ощипанные березы, осины, ольхи. Переоделся заяц в белую шубку, как-никак зима подступает. Торопливо покидают родные места последние перелетные птицы: утки, лебеди, гуси. Высоко летят журавли. С высокого неба слышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли!
Задания по тексту
 Прочитайте текст. Озаглавьте его
Самостоятельная работа с текстом (у каждого ученика карточка)
 - для средних детей – вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания
для сильных детей – вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях
Устная работа.
 Найдите  в тексте нераспространенные предложения  (1, 4, )
 Найдите сложные предложения    (3, 8)
 Найдите предложение с обобщающим словом  (9)
 Найдите предложение с обращением (12)
4-7  задания - дети показывают карточки с номерами предложений)
Работа в тетрадях
 Найдите предложения с однородными членами (6, 7, 9 ), запишите их в тетради, подчеркните однородные члены. (проверка в парах) составить схемы.
 Сделайте синтаксический разбор 9- го предложения (учащийся у доски)

8. Групповая  работа по карточкам. «Найди лишнее».
Выписать лишнее. Устно объяснить лишний элемент.
А. 1.Яркий свет . 2.Выскочил на дорогу. 3.Кошка умывается.               
     4.Громко закричал.
Б.  1. Около забора. 2. Снежные заносы. 3. Поймал карася. 4. Быстро    
      скрылся.
В.  1.Лёгкий предмет. 2.Вышел и посмотрел. 3. В тёмном месте.           
      4. Сказал мне.  
А. 1. В берёзовой роще. 2. Построил дом. 3. Я увидел. 4. Важно   
     расхаживал.
Б.  1. Перед домом. 2. Цветочный запах. 3. Выловил рыбку.                     
     4. Глубоко задумался.
В.  1.С добрым утром. 2Светлое и прозрачное. 3Из голубой чашки.       
     4. Пришёл со мной.
А. 1. К длинной дороге. 2. Заигрались ребята. 3. Пришёл с дождём.    
    4. Глубоко зарыл.
Б.  1. Из-за дома. 2. Грибной дождь.3. Ехал на машине 4. Тяжело
     дышащий.
В.  1.Висячий замок. 2. Холодно и сыро. 3. Под голубыми небесами.   
     4. У нас увидел.
Одновременно у доски синтаксический  разбор словосочетаний.
По осеннему лесу. Любоваться красотой.
Вывод. Что мы должны знать ,чтобы правильно разбирать словосочетания?
(Уметь находить главное и зависимое слово , знать связи слов в словосочетании.)
8 Конструирование предложений

 Составьте предложение,  взяв у каждого предложения определенное слово, запишите полученное предложение, сделайте синтаксический разбор
1) Из предложения: С тихим шорохом пробежал по саду ветерок, взять определение, поставив его в именительном падеже, ж.р, ед.числе;
                            
2) Из предложения: Ночью земля покрылась пушистым снегом, взять обстоятельство и употребить его как подлежащее;

3) добавить глагол из предложения Мама тихо опустилась на диван;

4) Из предложения: Над городом пролетел быстрокрылый самолёт. Взять обстоятельство.
Сверяют с ответом на компьютере.
                 Тихая ночь  опустилась над городом
 Синтаксический разбор словосочетания по выбору
Вывод .Чтобы не ошибаться в выполнении подобных заданий ,что нужно знать? (хорошо знать все члены предложения.)

9. Страничка схем.

– ГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ. Предложения вы не записываете, только составляете их схему на доске и в тетради.
1)    Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.

2)    Тобой, Москва, земля жива. (Из песни)  
3)    Был тот предночной час, когда стираются очертания. (М.А.Шолохов)
4)    Пыль покрыла всё: и окно, и дверь, и стены.  
Пыль покрыла всё окно, дверь и стены.
5)    «Будущее светло и прекрасно», - писал Чернышевский.    
6)    Опять я ваш, о юные друзья! (А.С.Пушкин)   
7)    Деревья, кусты, травы – всё золотисто звенело.
8)    Осень, безусловно, вступила в свои права.  
10)Тут люди, которые пришли в кинотеатр, побежали в фойе.
11)  Ветер совсем утих, и дождь перестал.
12) Не только волки, но и медведи встречаются в этом лесу.
                        
Я предлагаю вам вспомнить ещё один вид предложений, с которыми мы познакомились в этом году. Это предложения с прямой речью.

10. Цифровой диктант.
Диктуются предложения. Нужно определить предложение с прямой речью и поставить цифру, обозначающую номер этого предложения.
1. "Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!” 2. "Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…” 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?” 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. "Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Ответы:.2,4,7.
И решила осень, что возьмёт для деревьев  краски поярче.
 Нам необходимо перестроить эту фразу так, чтобы она из сложного предложения превратилась в предложение с прямой речью. Какие варианты?
- Запишите на доске, соблюдая знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте схемы  предложений.
11. Проведём ещё одно исследование: подчеркнём основы предложений. (работа на доске и в тетрадях В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым
        а) В ноябре зима с осенью борется.
        б) Ноябрь зиме родной батюшка.
        в) Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Подпишите части речи над каждым словом.  Проверка у доски 3 ученика ( по 1 предложению).
12.Итог урока.
I.    ИТОГ УРОКА.  

А теперь посмотрим, как мы можем использовать полученные знания. Поможет нам  КОНСТРУКТОР, который я для вас придумала. Только вместо блоков и кубиков «ЛЕГО» мы поработаем с единицами синтаксиса и пунктуации.

На каждую парту раздаётся конверт с разноцветными карточками. Приложение 1.

Жёлтые карточки        Белые карточки        Красные карточки        Синие карточки
   дождик                          . . , , ! !           мама                          как только
   солнце                                 ? ?                          Серёжа                           когда
   прошёл                                                                   друзья                                и
    опять                                                                  несомненно                      так как  
   засияло                                                                  вероятно                      потому что
                                                                                  я думаю          
                                                                                   взошло  
Из них конструируются:
1)    Два простых предложения (жёлтые и белые карточки).
2)    Сложное бессоюзное предложение (жёлтые и белые карточки).
3)    Сложносочинённое предложение (жёлтые, белые и синие карточки).
4)    Сложноподчинённое предложение (жёлтые, белые и синие карточки).
5)    Предложение с обращением на основе одного простого (жёлтые, белые и  красные карточки).
6)    Предложение с вводным словом на основе одного простого (жёлтые, белые и  красные карточки).
7)    Предложение с однородными членами на основе одного простого (жёлтые, белые и  красные карточки).


Мы провели исследовательскую  работу  по синтаксису и пунктуации.
Что же изучают эти науки?
Достигли мы целей, которые поставили в начале урока?

13. Домашнее задание   (творческая работа)
VI. Домашнее задание: «Могущественная запятая» (Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему из 5-7 предложений). Напишите, в чём могущество
Схематический диктант.
Составить схемы предложений. Объяснить их
 - для слабых детей – составить 3 предложения об осени, сделать их синтаксический разбор.
 14. Рефлексия (изобрази настроение –цветом облачка)
 Ребята, посмотрите на облачка. Какое из них вам больше всего нравится? Настроение у вас хорошее? Значит, всё просто замечательно!
Вы просто молодцы, ребята! Спасибо вам за урок


 









Категория: Мои файлы | Добавил: андреевна
Просмотров: 1165 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: